Научный вестник Одесского национального экономического университета 2015, 10, 198-211
Open Access Article
Павлов Дмитрий
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии, национальная металлургическая академия Украины, e-mail:dnepr_smru@ukr.net
Павлов Д. Теория пропаганды Жака Эллюля. / Д. Павлов // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2015. – № 10(230). – С. 198-211.
Исследование темы пропаганды обусловлена необходимостью успешного решения внутренне- и внешнеполитических задач в нынешних условиях гибридной войны. Теория пропаганды Ж.Эллюля имеет значительный интерес в контексте раскрытия механизмов и факторов эффективности пропаганды, поскольку она рассматривает ее как тотальное явление. Результатами этого исследования являются: выяснение психолого-социологической сущности теории Эллюля, выделение и раскрытие содержания двух стадий пропагандистского воздействия – субпропаганды и активной пропаганды, осмысление роли мифов в механизме пропагандистского воздействия. Было обнаружено, что отличительной особенностью теории пропаганды Эллюля является ее акцент на формировании у объектов пропаганды не убеждений, а действий. В статье раскрыты эллюливское понятие «ортопраксия», которое указывает на новое понимание способа действия пропаганды. На основе анализа теории пропаганды Эллюля были сделаны следующие выводы. Еллюлем была выдвинута оригинальная теория пропаганды, которая актуальна для осмысления нынешних политических событий в политико-пропагандистском измерении. Для подхода Эллюля к пропаганде характерно неприятие лишь доктринально-идеологических, коммуникативных, психологических инструментов как факторов эффективности пропаганды. Вместо распространения убеждений, изменения идей и формирование приверженности доктринам, Ж. Эллюль делает акцент на формировании установок на определенные действия, выгодное для пропагандиста участие через формирование набора условных рефлексов на стадии субпропаганды с последующей их активизацией на стадии активной пропаганды. В центр внимания он помещает действие индивида, которое становится конечной целью успешной пропаганды и, вместе с тем, приводным ремнем вовлечения человека в пропагандистский механизм воздействия. Концепция пропаганды Ж. Эллюля является осмыслением механизмов и технологий, которые сейчас используются не только в политической, но и в рекламной и религиозной сферах деятельности. Технологии нейролингвистического программирования, теория нейрополитики, современный гипноз имеют много общего с концептуальными положениями теории Ж. Эллюля. В практической плоскости детальное осмысление эллюливской теории пропаганды и ее воплощение в украинских политических реалиях может способствовать победе Украины в гибридной войне.
Жак Эллюль, тотальная пропаганда, субпропаганда, массы, миф, ортопраксия, вплияние, теория.
JEL classification:
УДК: 32.019.5