Научный вестник Одесского национального экономического университета 2016, 10, 54-73

Open Access Article

Оценивание конкурентоспособности промышленного предприятия

Кузнецова Инна
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента и ВЭД Одесского национального Экономического университета, e-mail:inna.stream27@gmail.com

Артемова Александра
студентка Одесского национального Экономического университета, e-mail:inna.stream27@gmail.com

Цитировать статью:

Кузнецова И., Артемова А. Оценивание конкурентоспособности промышленного предприятия / О. Дехтяренко// Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. трудов; под ред.: М. Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2016. – № 10(242). – С. 54-73.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий. Приведены существующие количественные методы оценки конкурентоспособности и сделан вывод об отсутствии качественной оценки. Найдено решение по преодолению проблемы путем применения метода оценки конкурентоспособности промышленного предприятия на основании достижений теории нечеткой логики на примере цементной отрасли. Доказано, что такой метод оценки имеет свои положительные стороны и удобен в использовании. Определены составляющие конкурентоспособности предприятия цементной отрасли. Установлена взаимосвязь между ними. Построено граф логического вывода оценки конкурентоспособности цементного предприятия. Предложена модель с использованием теории нечеткой логики. Обоснованно правильность выбора показателей, которые использованы при анализе конкурентоспособности продукции и предприятия в отдельности и в целом. Проанализированы полезность метода оценки конкурентоспособности на промышленных предприятиях и пути повышения эффективности деятельности предприятий.

Ключевые слова

управление конкурентоспособностью, теория нечеткой логики, методы оценки конкурентоспособности, дерево логического вывода.

JEL classification: L600

УДК: 331.56(477)

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Бєлов О.В. Методичні підходи до оцінки рівня конкурентоспроможності торгівельного підприємства / О.В. Бєлов, Л.М. Кириченко // Науковий вісник Ужгородського університету. Серія Економіка. – 2011. – Спецвипуск 33, Ч. 1. – С. 18 – 25.
  2. Погребняк Д.В. Методи діагностики конкуренто-спроможності підприємства / Д. В. Погребняк // Проблеми підвищення ефективності інфраструктури. Збірник наукових праць. – 2011. – Вип. 32. – С. 45 – 51.
  3. Дибленко В.І. Конкурентні переваги і конкуренто-спроможність підприємств швейної промисловості / В.І. Дибленко, О.О. Шевченко, О.М. Дишлюк // Вісник КНУТД. – 2011. – № 6. – С. 276 – 278.
  4. Самуляк В.Ю. Формування системи цілей розвитку машинобудівного підприємства / В.Ю. Самуляк // Вісник Національного університету «Львівська Політехніка». – № 635: Менеджмент та підприємництво в Україні: етапи становлення і проблеми розвитку. – Л., 2008. – С. 114 – 124.
  5. Лебідь Т. В. Стратегічний аналіз маркетингового потенціалу підприємства / Т. В. Лебідь, Л. А. Мороз // Вісник НУ "ЛП" – Л. : Вид. нац. ун-ту "Львів. Політехніка". – 2009. – № 649 : Логістика. – С. 214 – 220.
  6. Фещур Р.В. Методи оцінювання конкурентоспроможності підприємств / Р.В. Фещур, Т.В. Лебідь, В.Ю. Самуляк // Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. – 2010. – № 4. – С. 27 – 32.
  7. Рзаєв Г.І. Обґрунтування та побудова системи критеріїв оцінки конкурентоспроможності машинобудівних підприємств / Г.І.Рзаєв // Вісник Хмельницького національного університету. – 2011. – № 1. – С. 38 – 41.
  8. Буркинський Б.В. Трансформація моделей розвитку підприємства: монографія / Б.В. Буркинський – Одеса: ІПРЕЕД НАН України, 2001. – 356 с.
  9. Яновський М.А. Управління конкурентоспроможністю підприємства на світових ринках: автореф. дис. докт. екон. наук: 08.06.01 / М.А. Яновський; НАН України, Інститут економіки промисловості. – Донецьк, 2005. – 29 с.
  10. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л.Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом.  2001.  №5.  С.63-71
  11. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия /А.А. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. 2003.  №4. С. 44-52.
  12. Гросицкая Е.Е. Методические подходы к определению конкурентоспособности продукции и выбору конкурентных стратегий развития предприятия / Е.Е. Гросицкая // Труди Одеського політехнічного університету: зб. наук. праць.  Одеса, 2004. – Спецвипуск у 3-х т. – Т.3 – С. 192-194
  13. Свирейко Н.Е. Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов / Н.Е. Свирейко // Маркетинг в России и за рубежом.  2004.  № 3.  С.88-92
  14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.
  15. Горбатов В.М. Теоретичні основи конкурентоспроможності та розвитку інтегрованих структур бізнесу: автореф. дис. докт. ек. наук: 08.06.01 / В.М. Горбатов; Харківський національний економічний університет.  Харків, 2006.  30 с.
  16. Козырева Н.Н. Методологические аспекты конкурентоспособности заготовительно-перерабатывающего предприятия потребкооперации / Н.Н.Козырева, П.А.Шульга // Регіональні перспективи. 2000.  № 2-3.  С.204-208.
  17. Лазарєва Є.В. Методичні підходи до оцінки конкурентоспроможності підприємств / Є.В. Лазарєва // Вісник соціально-економічних досліджень. – Одеса. – 2002.  №12.–С.137-141
  18. Стельмах М. Основні методи оцінки конкурентоспроможності підприємства / М. Стельмах, Ж. Крисько // Збірник наукових праць Тернопільського національного економічного університету.  Вип. 1 (17). – Тернопіль. – 2007. – С. 287-292.
  19. Нужна О.А. Економічні механізми забезпечення конкурентоспроможності аграрних підприємств: автореф. дис. канд. ек. наук: 08.07.02 / О.А. Нужна; Національний науковий центр „Інститут аграрної економіки“.  Київ, 2005.  18 с.
  20. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом.  2003.  №4.  С. 53-68.
  21. Белоусов В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы ( на примере ООО „Каскад“) / В.Л.Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 6. C.109-120.
  22. Зулькарнаев И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У.Зулькарнаев, Л.Р.Ильясова //Маркетинг в России и за рубежом.  2001.  № 4.  С.17-27
  23. Іващенко Г.А. Оцінка організаційно-економічних факторів формування конкурентоспроможності підприємства: автореф. дис. канд. екон. наук: 08.06.01 / Г.А. Іващенко; Харківський національний економічний університет – Харків, 2005. – 20 с.
  24. Теоретичні основи конкурентної стратегії підприємства: монографія / за заг. ред. Ю.Б. Іванова, О.М. Тищенка. – Х.: „ІНЖЕК“, 2006.  384 с.
  25. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – Пер. с англ. Е.Л. Леонтьева, Е.Н. Строганов, Е.В. Вышинская, М.В.Никольский, В.Н. Смирнов – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
  26. Кузнецова І.О., Кравченко В.О., Малютенко О.Ю. Науково-методичні аспекти процесу управління стратегічними ризиками: монографія / І.О. Кузнецова, В.О. Кравченко, О.Ю. Малютенко // Одеса: Атлант, 2015. – 188 с.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->