Научный вестник Одесского национального экономического университета 2017, 4, 5-23

Open Access Article

Символы и знаки в сознании потребителя: с тамги древних тюрков до брендов современности

Борбасова Зияда
доктор экономических наук, профессор, Карагандинский экономический университет, Казахстан, e-mail:borbasova@mail.ru

Улаков Сайран
кандидат экономических наук, професор, Карагандинский экономический университет, Казахстан, e-mail:borbasova@mail.ru

Осик Юрий
кандидат технических наук, доцент, Сумский государственный університет, e-mail:osik2006_@mail.ru

Цитировать статью:

Борбасова З., Улаков С., Осик Ю. Символы и знаки в сознании потребителя: с тамги древних тюрков до брендов современности. / З. Борбасова, С. Улаков, Ю. Осик // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. трудов; под ред.: М. Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2017. – № 4(246). – С. 5-23.

Аннотация

Феномен потребительского сознания всегда находится в фокусе специальных гуманитарных и прикладных исследований. Важным психологическим фактором, определяющим отношение к товару в современном мире, является бренд. В исследовании предпринята попытка установления взаимосвязи между родовыми тамга, используемыми на протяжении нескольких тысячелетий народами Евразии, и современными брендовыми атрибутами. Издревле предки казахов наносили родовые «тамга» («таңба» или «ен салу» на каз.) на крупе или ухе скота путем их клеймения, межевых знаков территории родов, тем самым обозначая их принадлежность. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что понятие «бренд» заложено в казахском сознании с древних тюркских времен в образе тамги. Рассмотрена эволюция превращения тамги в бренд, показан процесс постепенной сущностной трансформации знака из символа собственности, принадлежности (тамги, клейма, марки) – в символ интеллектуально-эмоциональной ценности – бренд.

Ключевые слова

потребитель, потребительское сознание, бренд, тамга, Республика Казахстан, брендинг.

JEL classification: М300

УДК: 338.48 (574)

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. АСТАНА. КАЗИНФОРМ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inform.kz/ru/konkurs-na-opredelenie-nacional-nogo-brenda-rk-prodlen_a2953198.
  2. КАЗИНФОРМ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ratel.kz/kaz/nesostojavshimsja_priznan_konkurs_na_natsionalnyj_brend_kazahstana_
  3. Borbasova Z., Ulakov S., Ossik Yu. Image and Nation Brand Formation as Tourism Development Factor in Kazakhstan. MEST Journal (MESTE) 5, no. 1 (Jan 2017). – p. 10-21.
  4. Зуева Е. Тамга – прообраз брэнда древних башкир. http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010/zueva_tamga.htm
  5. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.
  6. Тамга – тюркский родовой знак [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ethnicskazakhstan.wordpress.com/%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», ноябрь 1995. – 702 с.
  8. Главные символы в истории России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kak2z.ru/index.php?topic=357661.0. http://24warez.ru/main/photo/1157494232-glavnye-simvoly-v-istorii-rossi.html
  9. Зеленченко Т. Тамга – знаменья – трезубец – гербы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post119913128/
  10. Сафаргалиев Э.Р. Товарная марка, торговый знак. Торговая марка как основа для формирования бренда //Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Вып. 3, Т. 7.
  11. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – М.: Бизнес, 2000. – 417 с.
  12. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. – М.: Сирин, 2002. – 308 с.
  13. Келлер К. Л. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. – 2-е издание. Пер. с анг. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 704 с.
  14. Перция В. М. Анатомия бренда / В. Перция, Л. Мамлеева. – М.: «Вершина», 2007. – 288 с.
  15. Тамберг В, Бадьин А. Бренд. Боевая машина бизнеса. – М.: Олимп Бизнес, 2005. – 239 с.
  16. Тамберг В, Бадьин А. Эволюция брендинга. Какая страна – такой и брендинг. Бюро «Тамберг & Бадьин» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newbranding.ru/articles/branding-evolution
  17. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга – М.: ЮНИТИ, 2001. – 352 с.
  18. Гэд Т. 4 d Брэндинг. – СПб. 2001. – 29 с.
  19. Lynn B. Upshaw Building Brand Identity. – New York , Willey, 1995.
  20. Макашев М.О. Бренд. – М.: Юнити, 2004. – 115 с.
  21. Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда – пер. с англ. Е.В. Виноградовой; под. общ. ред. В.Н. Домнина – М.: Вершина, 2007. – 448 с.
  22. Капферер Ж. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2002.
  23. Procter&Gamble. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pg.com
  24. Домнин В.Н. Брэндинг: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2002. – С. 257-259.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->