Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 6-7, 128-141

Open Access Article

Особенности стратегической деятельности предприятий сферы услуг

Наниш Антон
магистр, Одесский национальный экономическмй университет, e-mail:antonnanish@gmail.com

Балджи Марина
д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики, права и управления бизнесом, Одесский национальный экономическмй университет, e-mail:baldgi@ukr.net

Цитировать статью:

Наниш А., Балджи М. Особенности стратегической деятельности предприятий сферы услуг / А. Наниш, М. Балджи //Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. трудов; под ред.: М. Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 6-7(258-259). – С. 128-141.

Аннотация

Разработка стратегии является базовым этапом для предприятий любой сферы деятельности. Она предусматривает использование всего спектра действий, методов и подходов, призванных обеспечить эффективное управление предприятием. Все подходы к разработке стратегии развития исходят из необходимости поиска оптимального соотношения между существующими на предприятии ресурсами и возможностями их использования с одной стороны, и необходимостью удовлетворения требований рынка – с другой. По форме стратегию чаще всего рассматривают как разновидность управленческих документов, а по сути – как инструмент для достижения целей и задач предприятия. От других планов и программ стратегию отличают комплексный характер, практическая направленность, ориентация на использование конкурентных преимуществ. На основе выбранной стратегии определяют отрасль функционирования, механизмы использования ресурсов, целевые рынки, методы конкурентной борьбы, порядок получения и использования прибыли. Стратегическая деятельность является достаточно стандартизированной, но ей присущи определённые особенности в зависимости от сферы деятельности предприятия. Это связано с необходимостью обеспечивать эффективное использование имеющихся ресурсов, оптимизацию показателей эффективности, укрепление конкурентных позиций на внутреннем и внешних рынках, максимизацию эффективности капиталовложений, обеспечение удовлетворения потребностей клиентов. С переходом Украины на рыночные основы хозяйствования, сфера услуг начала развиваться крайне быстрыми темпами, привлекая всё больше предпринимателей и создавая новые рабочие места. Основное преимущество сферы услуг заключается в том, что большинство её сегментов не требуют значительных стартовых инвестиций и характеризуются небольшим сроком окупаемости. Специфика стратегической деятельности в сфере услуг основывается на таких их особенностях как: невозможность или сложность хранения, решающая роль кадрового фактора, неощутимость, неразделимость производства и потребления, отсутствие гарантированных стандартов качества. В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегической деятельности на локальном уровне, определены особенности стратегического анализа и планирования в сфере услуг, сформулированы факторы и механизмы стратегического развития предприятий сферы услуг.

Ключевые слова

стратегический анализ, стратегия развития, услуги, сфера услуг, рынок, ресурсы предприятия.

JEL classification: L100

УДК:336.6

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / И. Ансофф – СПб.: Питер, 2013. – 416 с.
  2. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001. – 688 с.
  3. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – Москва: ЮНИТИ, – 2015. – 576 с.
  4. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
  5. Пугачевська К.Й. Сфера послуг в Україні: особливості розвитку та стратегічні перспективи [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://vestnik-econom.mgu.od.ua/journal/2016/18-2016/12.pdf
  6. Чепурда Л.М. Стратегічне управління в сфері послуг [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://intkonf.org/ken-chepurda-lm-strategichne-upravlinnya-v-sferi-poslug/
  7. Мороз Ю.А., Лісун Я.В. Формування системи стратегічного управління на підприємствах сфери послуг [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://er.knutd.edu.ua/bitstream/123456789/2799/1/ 20161031_515%D0%B0.pdf

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->