Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 8, 137-150
Open Access Article
Середа Дмитрий
магистрант, Одесский национальный экономический університет, e-mail:annysa1@rambler.ru
Середа Д. Конкурентоспособность как направление развития предприятия в сфере торговли и оказания услуг. / Д. Середа // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 8(260). – С. 137-150.
Украинская экономика характеризуется развитием и обострением конкуренции среди отечественных предприятий. В результате руководители отечественных предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления и рычагов повышения конкурентоспособности. В настоящее время, чтобы функционировать в умах конкурентной среды, предприятия осваивают новые виды услуг или формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка. Таким образом, посвященная проблема конкурентоспособности обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии. Это подтверждается положением отечественных предприятий, которые вынуждены реагировать на изменения рынка внедрением новых мер повышения собственной конкурентоспособности. В рыночной системе хозяйствования конкурентоспособность, как экономическая категория, выступает ключевой, так как она отражает экономические, научно-технические, производственные, организационные, управленческие, маркетинговые и другие возможности предприятия. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, конкурируют с аналогами на внутреннем и внешнем рынках. В практике хозяйствования активно реализуются отметить концепции, наиболее удачно сочетали материальные ресурсы предприятия и те нематериальные активы, эффект от идентификации и эффективного использования которых способствует повышению конкурентоспособности предприятия. К ним относятся: концепция тотального управления качеством, концепция кайзер, бенчмаркинг, концепция маркетинга взаимодействия, ресурсная концепция. Реализация той или иной концепции на предприятии зависит от особенностей деятельности и управления, ведь предприятие самостоятельно решить какой именно подход необходимо использовать для достижения повышения конкурентоспособности. В нашей стране особую остроту проблема обеспечения конкурентоспособности приобретает для предприятий агропромышленного сектора и вспомогательных отраслей, ведь это направление деятельности является ведущим. Исследование общего состояния на рынке торговли сельскохозяйственной техникой свидетельствуют об уменьшении покупки нового обладания; приобретение предпринимателями техники, бывшей в употреблении; создание и развитие ремонтно-технических предприятий, специализирующихся по определенным видам и производителями сельскохозяйственной техники.
конкурентоспособность, предприятия, торговля, агропромышленный сектор, сельскохозяйственная техника, рынок.
JEL classification: D410
УДК: 658.62.01