Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 10, 85-103
Open Access Article
Кобец Виталий
кандидат экономических наук, доцент, Херсонский государственный университет, e-mail:kobetz@ukr.net
Кобец В. Поведенческий механизм принятия финансовых решений в электронных аукционах. / В. Кобец// Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 10(262). – С. 85-103.
Поведенческий фактор в принятии решений имеет такую же важную роль, как и экономический, поэтому игнорирование субъективного влияния на решение экономических агентов отдаляет экономическую модель от реальной действительности, что значительно упрощает экономический анализ и снижает адекватность полученных выводов, негативно влияет на эффективность экономической политики, прогнозирования и качество принимаемых управленческих решений. В статье после введения поведенческого фактора и сравнение полученных результатов с теоретическими моделями, полученные результаты противоречат традиционным экономическим предположением об эффективности существующих форматов аукционной торговли. В статье проанализированы поведенческие факторы и их влияние на принятие экономических решений, проведено сравнение различных форматов аукционов по показателям эффективности, разработан новый формат адаптивного аукциона, предназначенный для сокращение информационной асимметрии относительно цены товара между трейдерами для повышения общественного благосостояния, проведен экономический он-лайн эксперимент для сравнения результатов адаптивного аукциона с существующими аналогами. Апробация работы осуществлена с помощью он-лайн платформы проведения многораундового аукциона инструментами Google. В ходе эксперимента получено, что многораундовая система увеличивает рациональность решений трейдеров и поэтому количество выгодных сделок увеличивается. Вместе с тем, некоторые трейдеры, с учетом своих поведенческих характеристик, не раскрывают своей платежеспособности или себестоимости даже под угрозой потери выгодной сделки. Проведено минимально достаточное количество раундов для получения адекватных реальной действительности выводов, что подтверждено нами с помощью статистических критериев. Экспериментально доказано, что в адаптивном динамическом модифицированном двойном электронном аукционе создаются стимулы раскрывать свои настоящие типы для большинства трейдеров. Значительное увеличение числа трейдеров вызывает незначительный рост количества раундов. Разработанный нами адаптивный динамический формат проведения двойного e-аукциона близок по эффективности к рынку совершенной конкуренции и в показателях общественного благосостояния опережает альтернативные форматы аукционов, такие как английский и голландский, в которых подавляющее большинство трейдеров не раскрывают своих типов.
электронный аукцион, общественное благосостояние, адаптивный механизм ценообразования, экономический эксперимент, потребительский излишек, производственный излишек.
JEL classification: D110; D440
УДК: 339.172+658.727