Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 10, 85-103

Open Access Article

Поведенческий механизм принятия финансовых решений в электронных аукционах

Кобец Виталий
кандидат экономических наук, доцент, Херсонский государственный университет, e-mail:kobetz@ukr.net

Цитировать статью:

Кобец В. Поведенческий механизм принятия финансовых решений в электронных аукционах. / В. Кобец// Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 10(262). – С. 85-103.

Аннотация

Поведенческий фактор в принятии решений имеет такую же важную роль, как и экономический, поэтому игнорирование субъективного влияния на решение экономических агентов отдаляет экономическую модель от реальной действительности, что значительно упрощает экономический анализ и снижает адекватность полученных выводов, негативно влияет на эффективность экономической политики, прогнозирования и качество принимаемых управленческих решений. В статье после введения поведенческого фактора и сравнение полученных результатов с теоретическими моделями, полученные результаты противоречат традиционным экономическим предположением об эффективности существующих форматов аукционной торговли. В статье проанализированы поведенческие факторы и их влияние на принятие экономических решений, проведено сравнение различных форматов аукционов по показателям эффективности, разработан новый формат адаптивного аукциона, предназначенный для сокращение информационной асимметрии относительно цены товара между трейдерами для повышения общественного благосостояния, проведен экономический он-лайн эксперимент для сравнения результатов адаптивного аукциона с существующими аналогами. Апробация работы осуществлена с помощью он-лайн платформы проведения многораундового аукциона инструментами Google. В ходе эксперимента получено, что многораундовая система увеличивает рациональность решений трейдеров и поэтому количество выгодных сделок увеличивается. Вместе с тем, некоторые трейдеры, с учетом своих поведенческих характеристик, не раскрывают своей платежеспособности или себестоимости даже под угрозой потери выгодной сделки. Проведено минимально достаточное количество раундов для получения адекватных реальной действительности выводов, что подтверждено нами с помощью статистических критериев. Экспериментально доказано, что в адаптивном динамическом модифицированном двойном электронном аукционе создаются стимулы раскрывать свои настоящие типы для большинства трейдеров. Значительное увеличение числа трейдеров вызывает незначительный рост количества раундов. Разработанный нами адаптивный динамический формат проведения двойного e-аукциона близок по эффективности к рынку совершенной конкуренции и в показателях общественного благосостояния опережает альтернативные форматы аукционов, такие как английский и голландский, в которых подавляющее большинство трейдеров не раскрывают своих типов.

Ключевые слова

электронный аукцион, общественное благосостояние, адаптивный механизм ценообразования, экономический эксперимент, потребительский излишек, производственный излишек.

JEL classification: D110; D440

УДК: 339.172+658.727

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Лєншина Ю.М., Беляк Д.С. Реалізація послуги приватності у схемі інтернет-аукціону з використанням хамелеон-підпису. // Системи обробки інформації. – Х., 2011. – Вип. 3 (93). – С.126-129
  2. Саймон Г. А. Раціональність як процес і продукт мислення. // THESIS. - 1993. - Вип. 3. - С. 16-38.
  3. Саймон Г. А. Теорія прийняття рішень в економічній теорії і науці про поведінку. // Віхи економічної думки. Теорія фірми; [Під ред. В. Гальперіна]. - СПб.: Економічна школа.- 2000. - Т. 2. - С. 54-72
  4. Вільямсон О. І. Поведінкові передумови сучасного економічного аналізу. // THESIS. - 1993. - Вип. 3. - С. 39-49.
  5. Vitaliy Kobets, Valeria Yatsenko, Maksim Poltoratskiy. Dynamic Model of Double Electronic Vickrey Auction In: Batsakis, S. et al. (eds.) Proc. 10-th Int. Conf. ICTERI 2015, Lviv, Ukraine, May 14-16, 2015, CEUR-WS.org/Vol-1356, ISSN 1613-0073, P. 236-251, online CEUR-WS.org/Vol-1356/ICTERI-2015-CEUR-WS-Volume.pdf
  6. Kobets V., Yatsenko V. What can economic experiments discover about evolutionary effectiveness of supermarket strategies? Marketing and Management of Innovations. 2018. Vol. 1. P. 152-168
  7. Соценко Є.В., Кобець В.М. Адаптивний аукціон: експериментальний та емпіричний способи проведення. Інформаційні технології в економічних дослідженнях. 2016. Вип. 2. С. 113-122
  8. Lapach S.N., Chubenko А.V., Babich P.N. Statistika v nauke i biznese. - Кyiv: Morion, 2001. - 408 p.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->