Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 11, 30-44

Open Access Article

Модель расчета величины платы за доступ к объектам городской пассажирской инфраструктуры с учетом участия предприятий транспортного строительства в процессе ее развития

Береза Иван
аспирант, Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, e-mail:leno4ka@ukr.net

Мищенко Максим
доктор экономических наук, професор, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, e-mail:leno4ka@ukr.net

Цитировать статью:

Береза И., Мищенко М. Модель расчета величины платы за доступ к объектам городской пассажирской инфраструктуры с учетом участия предприятий транспортного строительства в процессе ее развития. / И. Береза, М. Мищенко // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 11(263). – С. 30-44.

Аннотация

Обоснована необходимость совершенствования методологии тарифообразования для пассажирского транспорта, с учетом мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и указана роль предприятий транспортного строительства в этих процессах. Отмечается высокий уровень износа объектов основных средств. Основная проблема формирования платы за пользование объектами городской пассажирской инфраструктуры заключается в том, что необходимость платить перевозчикам за экономические выгоды, которые они генерируют, понимается не всегда и не всеми. В работе усовершенствованы методические подходы операционного анализа затрат, который в отличие от существующих, базируется на нелинейных зависимостях расходов, прибыли строительных организаций от воспроизводственной деятельности объектов транспортной инфраструктуры, позволяющей найти оптимальное соотношение «результаты-расходы», согласно которому обосновываются решения о целесообразности реализации воспроизводственной деятельности. В семи европейских странах введена так называемая двухэлементная структура тарифа с фиксированной и переменной составляющими. Первая определяется с помощью зависимостей между планируемыми потребностями перевозчика и постоянных расходов за пользование объектами городской пассажирской инфраструктуры. Переменная определяется по факту использования ресурсов сети. Одноэлементная рассчитывается исходя из реального расстояния эксплуатации, то есть плата прямо пропорциональна фактическому использованию интенсивности эксплуатационной деятельности. Именно при одноэлементные структуре, большая часть маржинальных расходов определяется исходя из статистических данных, что значительно упрощает методику определения их уровня. Но, существенным недостатком одноэлементной структуры является низкий уровень обоснования части условно-постоянных расходов. Получили дальнейшее развитие методические подходы к определению эффективности системы управления воспроизведенной деятельностью объектов транспортной инфраструктуры на основе показателей оценки эффективности выполнения отдельных функций предприятий транспортного строительства за счет разработки обобщающего показателя для проведения комплексной оценки эффективности процессов управления воспроизводством основных средств.

Ключевые слова

городской пассажирский транспорт, подвижной состав, тариф, себестоимость перевозки, предприятия транспорта, транспортного строительства, экономическая эффективность.

JEL classification: С520; R490

УДК: 657.631

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Boyd Colin W. Notes on the theoretical dynamics of intermittent public transportation systems / Colin W. Boyd – Transportation research, 1983, A-17, №5, p.p. 347 – 354
  2. Butkavichius J.P. Practical recommendations for improving the organization of planning and management of local passenger transportation / J.P. Butkiavichus, V.P. Starovoid // Bulletin of the National Transport University. - 2003. - Vip. 8. - P. 135-137
  3. Gurnak V.М. Problems of management of economic-economic activity of transport industry in modern conditions / V.M. Gurnak, O.V. Onanchenko // Collection of scientific works of the State Economic-Technological University of Transport. Sir: Economics and Management. - 2015. - Vip. 32.- P. 9-19
  4. Kotik V.О. State regulation of increase of efficiency of passenger transportation operation: author's abstract. dis for obtaining sciences. Degree Candidate economist Sciences: special 08.00.03 "Economics and Management of the National Economy" / V.O.Kotyk. - Kh., 2008. - 20 p.
  5. Ortuzar J. de D. Modelling transport. Third edition / J. de D. Ortuzar, L. G. Willumsen. – John Wiley & Sons Ltd. 2006, – 499 p.
  6. Pinchuk S.O. Improving the quality of service for the population on the basis of optimization of the route network / S.O.Pynchuk // Bulletin of the National Transport University. - 2003. - Vip. 8. - P. 234-237
  7. Winston C. The Demand for Transportation : Models and Applications / C. Winston, K. A. Small. – C.: Univesity of California, 1998. – 51 p.
  8. EU regional and urban development: https://ec.europa.eu/transport/themes/strategies/2011_white_paper_en

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->