Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 11, 30-44
Open Access Article
Береза Иван
аспирант, Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, e-mail:leno4ka@ukr.net
Мищенко Максим
доктор экономических наук, професор, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, e-mail:leno4ka@ukr.net
Береза И., Мищенко М. Модель расчета величины платы за доступ к объектам городской пассажирской инфраструктуры с учетом участия предприятий транспортного строительства в процессе ее развития. / И. Береза, М. Мищенко // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 11(263). – С. 30-44.
Обоснована необходимость совершенствования методологии тарифообразования для пассажирского транспорта, с учетом мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и указана роль предприятий транспортного строительства в этих процессах. Отмечается высокий уровень износа объектов основных средств. Основная проблема формирования платы за пользование объектами городской пассажирской инфраструктуры заключается в том, что необходимость платить перевозчикам за экономические выгоды, которые они генерируют, понимается не всегда и не всеми. В работе усовершенствованы методические подходы операционного анализа затрат, который в отличие от существующих, базируется на нелинейных зависимостях расходов, прибыли строительных организаций от воспроизводственной деятельности объектов транспортной инфраструктуры, позволяющей найти оптимальное соотношение «результаты-расходы», согласно которому обосновываются решения о целесообразности реализации воспроизводственной деятельности. В семи европейских странах введена так называемая двухэлементная структура тарифа с фиксированной и переменной составляющими. Первая определяется с помощью зависимостей между планируемыми потребностями перевозчика и постоянных расходов за пользование объектами городской пассажирской инфраструктуры. Переменная определяется по факту использования ресурсов сети. Одноэлементная рассчитывается исходя из реального расстояния эксплуатации, то есть плата прямо пропорциональна фактическому использованию интенсивности эксплуатационной деятельности. Именно при одноэлементные структуре, большая часть маржинальных расходов определяется исходя из статистических данных, что значительно упрощает методику определения их уровня. Но, существенным недостатком одноэлементной структуры является низкий уровень обоснования части условно-постоянных расходов. Получили дальнейшее развитие методические подходы к определению эффективности системы управления воспроизведенной деятельностью объектов транспортной инфраструктуры на основе показателей оценки эффективности выполнения отдельных функций предприятий транспортного строительства за счет разработки обобщающего показателя для проведения комплексной оценки эффективности процессов управления воспроизводством основных средств.
городской пассажирский транспорт, подвижной состав, тариф, себестоимость перевозки, предприятия транспорта, транспортного строительства, экономическая эффективность.
JEL classification: С520; R490
УДК: 657.631