Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 1, 48-62
Open Access Article
Журавлева Алина,
магистр, Одесский нацинальный экономический университет, e-mail:alinaodessa10@gmail.com
Сментына Наталия
Доктор экономических наук, доцент, Одесский нацинальный экономический университет, e-mail:smentn@ukr.net
Журавлева А., Сментына Н. Конъюнктура мирового рынка меда и перспективы для Украины. / А. Журавлева, Н. Сментына // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 1(264). – С. 48-62.
В статье рассматриваются научные подходы к определению понятия экономическая конъюнктура рынка в широком и узком контексте. Предлагается определение конъюнктуры глобального рынка продукции пчеловодства. Определено место Украины на мировом рынке меда по показателю валового производства продукции пчеловодства и отмечена тенденция увеличения экспорта меда из Украины и значительное превышение экспортных квот. Описан ценовой диапазон на мировом рынке торговли медом. Определены основные импортеры меда в мире и их доля в мировой структуре импорта. Указаны специфические особенности рынка меда. Выделены особенности украинского рынка пчеловодства, такие как: мелкотоварное производство, неэффективная система сбыта, незначительное количество каналов реализации продукции, отсутствие маркетинговых разработок и технологий, отсутствие интеграционных процессов, несовершенная рыночная инфраструктура. Отмечена проблема фальсификации меда и акцентировано внимание на мировых требованиях к качеству меда в разрезе условий производства, хранения, транспортировки, реализации. Определены факторы, влияющие на динамику конъюнктуры мирового рынка меда, в частности отмечается деструктивное влияние факторов макросреды. Определены главные задачи макроэкономической политики регулирования отрасли, такие как: дальнейшее формирование и совершенствование инфраструктуры рынка, информатизация, автоматизация и модернизация отрасли, эффективное использование маркетингового инструментария, разработка долгосрочной стратегии развития отрасли с учетом стратегических зон хозяйствования. Определены перспективы отрасли и факторы, способствующие росту объемов производства меда. Определены сильные и слабые стороны отрасли. Предложены инструменты государственной регуляторной политики отрасли, внедрение которых будет способствовать активизации и расширению експортооринтованого вектора развития пчеловодства.
конъюнктура рынка, продукция пчеловодства, рынок меда, производство, приоритеты, регуляторная политика.
JEL classification: D 490; P 420; Q 130; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-1-264-48-52
УДК: 339.13