Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 2, 45-63
Open Access Article
Боцян Татьяна
кандидат экономических наук, доцент, Житомирский государственный университет имени И. Франко , e-mail:botsian.tetiana@gmail.com
Зварыч Любовь
старший преподаватель, Одесский нацинальный экономический университет, e-mail:virt9999@gmail.com
Боцян Татьяна, Зварыч Любовь. Затраты на обеспечение качества услуг гостиничного бизнеса: управленческий аспект. / Т. Боцян, Л. Зварыч // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 2(265). – С. 45-63.
В статье определено, что большой удельный вес в расходах гостиничного бизнеса занимают расходы, связанные с обеспечением качества предоставляемых услуг. Задача организации учета затрат на качество продукции может быть решена только с позиции управленческого учета, поскольку, законодательно учет затрат на качество непредсказуем. В данной статье предпринята попытка классифицировать данные расходы по трем направлениям: расходы на обеспечение качества, расходы на улучшение качества, расходы на подтверждение качества. Согласно разработанной классификации предложена методика отражения в учете расходов связанных с качеством услуг гостиничного бизнеса. Предпринята попытка классифицировать рассматриваемые расходы по трем направлениям: расходы на обеспечение качества, расходы на улучшение качества, расходы на подтверждение качества. Согласно разработанной классификации предложена методика отражения в учете расходов, связанных с качеством услуг гостиничного бизнеса. В работе отмечается, что для разработки системы организации и методики учета затрат на качество необходимо последовательно выполнить следующие шаги: 1) установить перечень расходов, обеспечивающих качество услуг и определить источники информации о данном виде расходов; 2) сгруппировать однородные расходы, создав при этом классификацию расходов; 3) определить, на каких счетах отображать информацию о затратах на качество; 4) разработать систему внутренней отчетности для нужд управленческого персонала. Расходы на обеспечение качества в своем большинстве являются составляющей маркетинговых затрат. Они непосредственно связаны с процессом предоставления услуг и влияют на их себестоимость. Часть этих расходов расширяет номенклатуру услуг, которые можно получить. Они должны учитываться на отдельном субсчете к счету «Маркетинговые расходы», что является видоизмененным счетом «Расходы на сбыт», который предусмотрен действующим планом счетов. В статье отмечается, что в отношении ряда маркетинговых расходов, которые являются затратами на обеспечение качества, актуальной является проблема их капитализации, отражение в составе капитальных инвестиций, а, следовательно, и отражение в финансовой отчетности. Расходы на улучшение качества - расходы, связанные с обучением и повышением квалификации персонала, расходы на разработку внутренних стандартов качества, на текущий контроль и т.д. Данные расходы можем рассматривать как расходы будущих периодов. Это обусловлено прежде всего тем, что расходы на улучшение качества осуществляются в текущем периоде, однако результат связанный с действиями, которые обусловливают данные расходы, отель получит в будущем. Расходы на подтверждение качества - это затраты на сертификацию, на оплату разработки и оценки систем менеджмента качества, расходы на аудит качества на предоставление доказательств соответствия услуг установленным требованиям и тому подобное. Вид расходов «Расходы на подтверждение качества» списывается на себестоимость того вида услуг, с которым данные расходы связаны в составе статьи «Прочие расходы». В случае, если расходы на подтверждение качества не связаны с каким-то отдельным видом услуг, то их следует отразить на счете «Общепроизводственные расходы» и по окончании периода списать на себестоимость предоставляемых услуг. В дальнейшем авторы ставят перед собой задачу разработать систему оценки качества услуг как в денежном, так и неденежном эквиваленте.
качество, затраты, услуги гостиничного бизнеса, затраты на качество, классификация затрат, затраты на обеспечение качества, затраты на улучшение качества, затраты на подтверждение качества.
JEL classification: L 830, M 200; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-2-265-45-63
УДК: 657.47