Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 5, 146-169
Ресусрсный подход как основа формирования конкурентных преиумещств предприятия на рынке швейной продукции
Кузнецова Инна
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры менеджмента, Одесский национальный экономический университет, e-mail:inna.stream27@gmail.com
Пенова Анжелика
магистр, Одесский национальный экономический университет, e-mail:a_penova2015@ukr.net
Цитировать статью:
Кузнецова И., Пенова A. Ресусрсный подход как основа формирования конкурентных преиумещств предприятия на рынке швейной продукции. / И. Кузнецова, A. Пенова // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 5(268). – С. 146-169.
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ предприятия на основе ресурсного подхода. Систематизированы существующие определения понятия «конкурентные преимущества предприятия» по ряду признаков: акцент на ключевых факторах успеха, акцент на использовании собственных ресурсов, акцент на экономических показателях, акцент на свойствах продукции. Проанализированы основные подходы к формированию конкурентных преимуществ: отраслевого позиционирования и ресурсный, определены основные их отличия. Выявлено, что в ресурсном подходе акцент переносится на опережающее создание специфических для компании ресурсов и таким образом внимание сосредоточивается на поиске уникальных внутренних способностей. Проанализирована логика формирования конкурентных преимуществ в соответствии с ресурсным подходом и предложена модель анализа портфеля способностей организации, которая позволит сформировать устойчивые конкурентные преимущества и достичь предприятию стратегического успеха. Предоставлена общая оценка деятельности предприятия и проведен анализ внешней и внутренней среды. Доказано, что в легкой промышленности Украины есть перспективы выхода на новый уровень. Для этого необходимо привлекать иностранные инвестиции, которые должны быть вложены в приобретение новейших технологий для производства. Выявлены сильные и слабые стороны в деятельности предприятия. Определены взаимосвязи между ресурсами, способностями, компетенциями и требованиями к продукции предприятия с помощью метода многофакторного анализа и построения матриц взаимосвязей. Предложены мероприятия по формированию конкурентных преимуществ предприятия. Доказано, что предприятию нужно направить свои усилия на эффективное использование собственных ресурсов и обновление основных производственных фондов.
Ключевые слова
конкурентные преимущества, конкурентоспособность предприятия, ресурсный подход, конкуренция, ресурсы, способности, ключевые компетенции.
JEL classification: L 800
УДК: 658.29
Литература
- Гончарук П. А. Формування конкурентних переваг підприємства / П. А. Гончарук // Вісник Хмельницького національного університету Економічні науки. – 2013. – № 3(2). – С. 216-219.
- Ефремов В. С. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / В. С. Ефремов, И. А. Ханыков // Менеджмент в России и зарубежом. – 2002. – № 2. – C. 13-19.
- Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильяме", 2006. – 928 с.
- Діденко Є.О. Процес досягнення підприємством конкурентних переваг / Є. О. Діденко, А. К. Даніленко //Ефективна економіка. –2016. –№ 11. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=5265
- Варга І.Ф. Формування конкурентних переваг на підприємстві / І. Ф. Варга, О. М. Літвін // Бізнес Інформ. – 2013. – № 1. – С. 219-222. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/binf_2013_1_50
- Близнюк С.В. Конкурентний потенціал підприємництва як категорія сучасних економічних досліджень / С.В Близнюк, А.В. Остапенко // Інвестиції: практика та досвід. – 2011. – № 7. – С. 41-42.
- Должанський І.З. Конкурентоспроможність підприємства. / І.З. Должанський, Т.О. Загорна. – К.: Центр навч. лі-ри, 2002. – 282 с.
- Левицька А.О. Конкурентні переваги підприємства: сутність та джерела формування / А.О. Левицька // Вісник Хмельницького національного університету – 2012. – № 4, T. 1.– С. 51–54.
- Шершньова З.Є. Стратегічне управління: підручник / З. Є. Шершньова. – К. : КНЕУ, 2004. – 699 с.
- Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер; пер. с англ. И. Минервина. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 452 с.
- Теслюк Н.П. Стратегії підприємства по досягненню конкурентних переваг // Економіка, фінанси, право. – 2005. – № 11. – C.17-20.
- Мінцберг Г. Зліт і падіння стратегічного планування / Пер. з англ. К. Сисоєва / Г.Мінцберг. – К. : Видавництво Олексія Капусти (підрозділ Агенції «Стандарт», 2008. – 412 с.
- Полтавская Е.А. Конкуренция и конкурентные преимущества // Зб. наук. праць "Економіка: проблеми теорії та практики". Вип. 141. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2002. – С. 41-44.
- Кузнецова І.О. Формування стійких конкурентних переваг: концептуальна модель. // Вісник соціально-економічних досліджень. Зб. наук. праць Одеського державного економічного університету. – 2010. – № 38. – С.40-46
- Койн К. Как превзойти конкурентов / К. Койн, Р. Барон, Р. Фостер, А. Бхайд // Вестник McKinsey. – 2002. – № 1.
- Іванов Ю. Б. Конкурентні переваги підприємства: оцінка, формування та розвиток: монографія / Ю. Б. Іванов, П. А. Орлов, О. Ю. Іванова. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2008. – 352 с.
- Войчак А.В. Конкурентні переваги підприємства: сутність і класифікація / А.В. Войчак, Р.В. Камишніков // Маркетинг в Україні. – 2005. – № 2. – С. 50–53.
- Швейна промисловість в Україні [Електронний ресурс]. – Режим доступу: https://uk.wikipedia.org/wiki/Швейна_промисловість