Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 5, 73-93
Open Access Article
Горбатенко Артур
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Одесский национальный экономический университет, e-mail:ga_vsv@yahoo.co.uk
Горбатенко А. Особенности формирования маркетинговой стратегии на рынке IT-услуг. / А. Горбатенко // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 5(268). – С. 73-93.
Статья посвящена анализу проблем конкурентной борьбы на рынках услуг, где не так явно используются законы маркетинга и менеджмента. Особенно важно рассмотреть этот вопрос в связи с активным ростом рынка аутсорсинговых ИТ-услуг в Украине. Сегодня этот рынок обеспечивает нашей стране активное развитие и составляет треть всего экспорта. Принципы современной управленческой науки не так однозначны в условиях международной глобализации отрасли услуг и требуют адаптации отдельно, к каждой отрасли. ИТ-отрасль, не смотря на активное развитие и ненасыщенность рынка ИТ-услуг, имеет некоторые проблемы, которые фактически сдерживают развитие предприятий в отрасли. Такое положение предопределенно недостатками работы предприятий на рынке услуг, которые не в полной мере понимают принципы функционирования этих рынков. На рынках ИТ-услуг, существующая проблема невозможности дальнейшего развития предприятий, обусловлена недостатком специалистов, способных выполнять поставленные задания. В статье проанализировано развитие ИТ-отрасли Украины и определены тенденции ее развития на основе данных госкомстата и открытых источников информации. Особенностью этих рынков является посредническая роль ИТ-компаний между заказчиком услуг и конечным исполнителем. Понимание роли ИТ-компаний на рынке аутсорсинговых услуг, является ключом для формирования правильной стратегии развития на рынке услуг, которым и является этот рынок. Определив подход к анализу рынка, проведена классификация потребителей услуг, предоставляемых аутсорсинговыми компаниями по разработке программного обеспечения. Фактически эти компании являются посредниками между разработчиками программного обеспечения и заказчиками и предоставляют именно комиссионные услуги, обеспечивая их плодотворное сотрудничество. Это подтверждено, как юридически, оформлением разработчиков, как независимых исполнителей - ФЛП, так и организационно, отсутствием будь какой организационной структуры поддержки этого сотрудничества, выделив разработчиков в отдельные srum - команды, напрямую сотрудничающие с заказчиком. Соответственно разработка стратегии смещается в плоскость маркетинга, и предлагается внедрение маркетинга партнерских отношений по отношению к разработчикам программного обеспечения.
маркетинг, маркетинг услуг, srum - команды, маркетинг партнерских отношений, маркетинговые стратегии, цепочка создания стоимости.
JEL classification: L 860
УДК: 338.462