Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 6, 10-29
Open Access Article
Горлова Елена
старший преподаватель кафедры экономики и организации предпринимательской деятельности, Одесский национальный экономический университет, e-mail:egorlowa@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2411-3977
Горлова Е. Контроль качества как функция системы управления предприятием. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. трудов / Под ред. : Д.В. Завадской (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 6 (269). С. 10-29.
Статья посвящена исследованию современных требований к контролю качества и возможностей их реализации в деятельности отечественных предприятий. Контроль качества рассмотрен с позиции системного и процессного подходов, определены его составляющие. Проведен критический анализ развития сущности контроля качества в историческом аспекте. Уточнены взаимосвязь и различия контроля и обеспечения качества в системе управления предприятием. Приведены результаты сравнения дефиниций «контроль» и «мониторинг» качества, которые используются в нормативных документах Украины и специализированной экономической литературе. Исследована связь понятий контроля и аудита качества, осуществление которых регламентировано международными и национальными стандартами по управлению качеством. Определено место контроля качества в системе управления качеством на современном этапе ее развития. Установлен перечень процессов контроля в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015. Предложены три группы процессов контроля качества: контроль качества ресурсов предприятия; контроль основных процессов в цепочке ценности (входов, выходов и действий по преобразованию входов в выходы); прочие процессы, в состав которых вошли процессы контроля качества общего характера, а также процессы контроля ресурсов, которые не являются собственностью предприятия и находящиеся у него на хранении. Результаты систематизации представлены в форме таблиц соответствующей структуры. Определено несоответствие традиционных видов функциональных структур управления современным требованиям к контролю качества. Доказана необходимость исследования системы управления качеством в функционально-процессном разрезе как основы обновления традиционных функциональных структур и ее адаптации к современным требованиям.
предприятие, система управления качеством, контроль качества, функции, процессный подход, требования стандарта ISO 9001:2015, единая цепочка создания ценности.
JEL classification: L150; M190; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-6-269-10-29
УДК: 658.562:65.015.3