Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 6, 10-29

Open Access Article

Контроль качества как функция системы управления предприятием

Горлова Елена
старший преподаватель кафедры экономики и организации предпринимательской деятельности, Одесский национальный экономический университет, e-mail:egorlowa@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2411-3977

Цитировать статью:

Горлова Е. Контроль качества как функция системы управления предприятием. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. трудов / Под ред. : Д.В. Завадской (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 6 (269). С. 10-29.

Аннотация

Статья посвящена исследованию современных требований к контролю качества и возможностей их реализации в деятельности отечественных предприятий. Контроль качества рассмотрен с позиции системного и процессного подходов, определены его составляющие. Проведен критический анализ развития сущности контроля качества в историческом аспекте. Уточнены взаимосвязь и различия контроля и обеспечения качества в системе управления предприятием. Приведены результаты сравнения дефиниций «контроль» и «мониторинг» качества, которые используются в нормативных документах Украины и специализированной экономической литературе. Исследована связь понятий контроля и аудита качества, осуществление которых регламентировано международными и национальными стандартами по управлению качеством. Определено место контроля качества в системе управления качеством на современном этапе ее развития. Установлен перечень процессов контроля в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015. Предложены три группы процессов контроля качества: контроль качества ресурсов предприятия; контроль основных процессов в цепочке ценности (входов, выходов и действий по преобразованию входов в выходы); прочие процессы, в состав которых вошли процессы контроля качества общего характера, а также процессы контроля ресурсов, которые не являются собственностью предприятия и находящиеся у него на хранении. Результаты систематизации представлены в форме таблиц соответствующей структуры. Определено несоответствие традиционных видов функциональных структур управления современным требованиям к контролю качества. Доказана необходимость исследования системы управления качеством в функционально-процессном разрезе как основы обновления традиционных функциональных структур и ее адаптации к современным требованиям.

Ключевые слова

предприятие, система управления качеством, контроль качества, функции, процессный подход, требования стандарта ISO 9001:2015, единая цепочка создания ценности.

JEL classification: L150; M190; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-6-269-10-29

УДК: 658.562:65.015.3

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Quality assurance & quality control (2019) / American Society of Quality. URL: https://asq.org/quality-resources/quality-assurance-vs-control (access date: 14.05.2019).
  2. Dahlgaar J. J., Kristensen K., Kanji G. K. (2000). Podstawy zarządzania jakością. Warszawa : PWN.
  3. Shewhart W. A. (1939). Statistical method from the viewpoint of quality control. W. E. Deming (Ed.). Washington : The Graduate School, The Department of Agriculture. Reprinted (1945). Lancaster, PA. : The Lancaster Press, Inc.
  4. Evans J. R., Lindsay W. M. (1999). The Management and Control of Quality. (5th ed.). Cincinnati, Ohio : South-Western. Thomson Learning.
  5. Системи управління якістю. Вимоги : ДСТУ ISO 9001:2015. [Чинний від 2016-07-01]. Київ : ДП «УкрНДНЦ», 2016. 22 с.
  6. Портер М. Конкурентное преимущество : Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. Е. Калинина. 2-е изд. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.
  7. Термін «Моніторинг» / Урядовий портал «Законодавство України». URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/term/16031 (дата звернення: 17.05.2019).
  8. Траченко Л. А. Внутрішній аудит як засіб поліпшення систем управління якістю підприємств сфери інжинірингових послуг. Вісник соціально-економічних досліджень : зб. наук. праць. 2018. № 4 (68). С. 181–192.
  9. Настанови щодо здійснення аудитів систем управління : ДСТУ ISO 19011:2012. [Чинний з 2013-07-01]. Київ : Мінекономрозвитку України, 2013.
  10. Системи управління якістю. Настанови щодо застосування ISO 9001:2015 : ДСТУ ISO/TS 9002:2017. [Чинний від 2019-01-01]. Київ : ДП «УкрНДНЦ», 2019. 45 с.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->