Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 9-10, 146-162

Open Access Article

Исследование состояния музейного хозяйства в Украине

Шикина Ольга
кандидат экономических наук, доцент кафедры туристического и гостинично-ресторанного бизнеса, Одесский национальный экономический университет, e-mail:katzchen.gusyeva@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5294-3367

Нечева Наталья
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры туристического и гостинично-ресторанного бизнеса, Одесский национальный экономический университет, e-mail:Nata_1989-08@mail.ru, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6869-3219

Цитировать статью:

Шикина О., Нечева Н. Исследование состояния музейного хозяйства в Украине. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. тр. / Под ред. : Д.В. Завадской (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 9-10 (272-273). С. 146-162

Аннотация

Статья посвящена решению проблемы проведения оценки состояния музейного хозяйства посредством использования математической модели анализа. Предложен алгоритм подходов к оценке деятельности музеев как контрагентов, предоставляющих туристические услуги. Было выделено из всей палитры показателей развития сегмента «музеев», предоставляемых статистическим бюллетенем «Учреждения культуры, физической культуры и спорта Украины», восемь показателей, которые помогут отразить на каком месте по музейному делу находится отдельная взятая область Украины. К ключевым показателям предложено отнести количество музеев, соотношение национальных музеев к общему количеству, количество предметов основного фонда, основные фонды, требующие реставрации на конец года, количество зданий музея, общую площадь зданий музея, количество обслуженных экскурсиями лиц, соотношение работников со специальным высшим образованием к общему числу работников. Определены факторы, влияющие на привлекательность музеев и их экспозиций. Предложено использование для оценки деятельности музеев классический таксономический анализ с описанием всех этапов его проведения. Выделены проблемы формирования национальных музейных учреждений с учетом международного опыта их развития. Приведено распределение всех областей Украины по степени сходства m к группам «лидеры», «середняки» и «аутсайдеры». Определено к какой группе относится Одесская область и выделены основные слабые места музейного дела Одесской области. Обоснована целесообразность внедрения международного опыта формирования современных музейных учреждений как формы активизации экскурсионной деятельности на туристическом рынке. Предложено ввести в основу развития экскурсионной деятельности украинских музеев концепцию развития инновационных дополнительных услуг с привлечением инвестиций как от государственного бюджета, так и с помощью поиска спонсорской помощи.

Ключевые слова

музеи, музейное дело, музейные фонды, научно-исследовательская работа музеев, экспозиционная работа музеев, музеи Украины, музеи Одесской области.

JEL classification: L830; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-9-10-272-273-146-162

УДК: 338.48:379.8

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Бєлікова М. Музейний менеджмент в Україні та світі: проблеми та перспективи. Економіка. Управління. Інновації. № 2 (10), 2013. С. 123-135.
  2. Воронова Л. М. Музейна справа на Харківщині у 1960–1980-х рр. в контексті державної культурної політики. Збірник наукових праць. Серія «Історія ті географія». 2010. № 39. С. 208-212.
  3. Горішевський П., Дейнега М., Ковалів М., Мельник В., Рега Н., Оришко С., Соколова О. Основи музеєзнавства, маркетингу та рекламно-інформаційної діяльності музеїв : посіб. Івано-Франківськ : Плай, 2005. 64 с.
  4. Жупаненко А. В. Державне регулювання неявної інфраструктури рекреаційно-туристичної сфери : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.03. Одеса, 2015. 220 с.
  5. Заклади культури, фізичної культури і спорту України у 2017 р. : статистичний бюлетень. Київ : Державна служба статистики України, 2018. 95 с.
  6. Нездойминов С. Г., Бален А. П. Музей как фактор развития культурно-познавательного туризма. Кримський економiчний вiсник, 2014. № 5 (12). С. 5-7.
  7. Нездоймінов С. Г., Загорулько С. Музейна мережа в контексті сучасних проблем екскурсології. Науковий вісник Одеського національного економічного університету. 2017. № 6 (248). С. 81-93.
  8. Нездоймінов С. Г. Організація екскурсійних послуг : навч.-метод. посіб. Одеса : Астропрінт, 2011. 216 с.
  9. Олійник В. В., Шикіна О. В. Сучасний стан та перспективи розвитку подієвого туризму на території України. Глобальні та національні проблеми економіки. 2016. № 14. С. 460-463.
  10. Понтелейчук І. В. Проблема становлення музейної політики в Україні. Актуальні філософські та культурологічні проблеми сучасності: Збірник наукових праць. 2005. С.256-260.
  11. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в эконометрическом моделировании. Москва : Финансы и статистика, 1989. 175 с.
  12. Рутинський М. Й., Стецюк О. В. Музеєзнавство : навч. посіб. Київ : Знання, 2008. 428 с.
  13. Шикіна О. В. Застосування таксономічного аналізу як методу оцінки конкурентоспроможності готельного господарства. Perspective economic and management issues: collection of scientific articles. Austria : «East West» Association for advanced studies and higher education GmbH, 2015. Pр. 429-434.
  14. Янковой А. Г. Математико-статистические методы и модели в управлении предприятием : учеб. пособ. Одесса : ОНЭУ, 2014. 250 с.
  15. Boda, G. (2015). Museum Marketing. Tendencies and Perspectives. Annals of the Constantin Brancusi University of Targu Jiu-Letters & Social Sciences Series, (2), 122-126. Retrieved from: http://www.utgjiu.ro/revista/lit/pdf/2015-02/19_Boda.pdf
  16. Capstick, B. (1985). Museums and tourism. International Journal of Museum Management and Curatorship, 4 (4), 365–372. doi: 10.1080/09647778509514990
  17. Falk, J., & Dierking, L. (2012). The museum experience revisited. New York, NY: Routledge.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->