Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 2, 124-139
Open Access Article
Мужайло Василий
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и логистики, Одесская национальная академия пищевых технологий, e-mail:Stas560823@mail.ru
Кривоногова Ирина
кандидат экономических наук, старший викладачкафедры управления бизнесом, Одесская национальная академия пищевых технологий, e-mail:krirgen@yandex.ua
Мужайло В., Кривоногова И. Формирование рынка социальных услуг в условиях современной Украины / В. Мужайло, И. Кривоногова // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. трудов; под ред.: М. Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 2(254). – С. 124-139.
В статье освещены концептуальные подходы к определению таких понятий как «услуга», «социальные услуги», «общественные услуги». Рассмотрены и проанализированы существующие способы (модели) обеспечения услуг, которые предоставляются при участии государства: доверие, управление при помощи постановки целей и оценки результатов, голос, выбор и конкуренция. Обоснована необходимость совершенствования системы предоставления услуг путем проведения активной и взвешенной социальной политики, повышения роли государства в упорядочении социальных процессов. Отмечено, что субъектами предоставления социальных услуг могут быть не только государственные учреждения, которые имеют громадный опыт в этой отрасли, но и предпринимательские структуры, неправительственные, общественные организации при условии резкого повышения уровня и качества менеджмента. Исследования рынка социальных услуг, как одного из разновидностей единого ранее рынка физических товаров и услуг, и особенно практики его функционирования, позволило определить его специфику, без знания и учета которой невозможно достичь успеха в самых разнообразных видах предпринимательской деятельности. Показано, что рынок социальных услуг, который в Украине находится в процессе своего становления и развития, представляет собой особую модификацию рыночного механизма, а именно - квазирынок, в котором координация взаимоотношений между производителями и потребителями услуг регулируются рыночными институтами в отличие от бюрократической системы государственного заказа. И что именно переход к предоставлению социальных услуг на рыночных условиях является прорывом к международным стандартам высокого качества.
услуги, рынок социальных услуг, модели предоставления услуг, предпринимательские структуры, общественные организации, социальная политика, благосостояние, мериторные блага, квазирынок, менеджмент.
JEL classification: L 220
УДК: 330.6