Научный вестник Одесского национального экономического университета 2018, 8, 124-136
Open Access Article
Разинкин Никита
магистрант, Одесский национальный экономический универсистет, e-mail:karpov@eurocom.od.ua
Карпов Владимир
кандидат экономических наук, профессор, Одесский национальный экономический универсистет, e-mail:karpov@eurocom.od.ua
Разинкин Н., Карпов В. Роль инфраструктурных проектов в реализации потенциала отечественного рынка электромобилей. / Н. Разинкин, В. Карпов // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2018. – № 8(260). – С. 124-136.
В последние годы использование электромобилей становится общемировым трендом. Спрос на этот вид транспорта быстро увеличивается и в Украине, но потенциал рынка пока еще достаточно ограничен в связи с неразвитостью инфраструктуры и низкой платежеспособностью населения. В ценовом контексте со стороны органов государственной власти уже сделано несколько важных шагов, например, отменена пошлина на импорт и НДС для электромобилей. Но главным психологическим барьером для покупателей является уже не цена, а отсутствие надлежащих условий для зарядки. Ведь современные электромобили требуют создания специальной экосистемы для полноценной эксплуатации. Её участниками являются не только автопроизводители и дилеры, но и производители зарядных станций, энергетические компании, предприятия, специализирующиеся на утилизации батарей. Отечественная зарядная инфраструктура значительно улучшилась за последние несколько лет, а темпы её роста даже выше чем в странах Восточной Европы. Однако сейчас в стране функционирует не более 2,5 тыс. зарядных станций, в то время как темпы роста электромобилей требуют как минимум 10-15 тыс. зарядных станций. Это касается, в первую очередь, нехватки зарядных станций на автомагистралях страны. Пока ещё в Украине электромобили являются исключительно транспортом для перемещения в пределах города. В большинстве случаев электромобиль заряжается либо дома ночью, либо днём возле офиса, поэтому главным элементом инфраструктуры до сих пор является розетка. Вследствие этого, большинство покупателей электромобилей проживают в собственных домах с участком, где можно комфортно разместить зарядное устройство. Значительные темпы роста количества автомобилей в Украине стимулируют отечественный бизнес инвестировать средства в инфраструктурные проекты. Однако их эффективной реализации мешает ряд проблем, среди которых отсутствие нормативов по обустройству мест для зарядки электромобилей, в частности, в паркингах, высокие инвестиционный затраты на производство и установку станций, возможная перегрузка электросетей, отсутствие дополнительных стимулов для потенциальных инвесторов.
проект, инфраструктура, электро-мобили, зарядная станция, инвестиции, сервис.
JEL classification: О220
УДК: 656.13:338.49