Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 2, 197-217
Open Access Article
Урсакий Юлия
em>кандидат экономических наук, доцент, Черновицкий торгово-экономичесий институт Киевского национального торгово-экономического университета, e-mail:julja-ursakijj@ukr.net
Урсакий Ю. Эффективное управление инновациями как средство повышения конкурентоспособности предприятий. / Ю. Урсакий. // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 2(265). – С. 197-217.
В статье рассматривается взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью предприятий, их эффективность и последствия. Установлено, что на большинстве отечественных предприятий используются устаревшие технологии, в свою очередь снижают уровень их конкурентоспособности. Определены особенности управления инновационной деятельностью и ее основные цели - непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства; и дальнейшее развитие научного и научно-технического потенциала предприятия отдельно, и страны в целом, создание научного наследия. Также, выделены задачи управления, основными из которых являются следующие: • управление социальными и психологическими аспектами нововведений; • управление маркетинговыми исследованиями при реализации инноваций; • управление интеллектуальной собственностью; • управление творческим потенциалом сотрудников; • обеспечение необходимыми ресурсами; •управление рисками. Подробно проанализированы функции управления инновационной деятельностью: планирование, организация, мотивация и контроль, без которых невозможно осуществление эффективной инновационной деятельности. Наряду с инновационной деятельностью, инновационным развитием, рассмотрено понятие инновационности - как степень внедрения и использования инноваций в собственной деятельности. В исследовании проведен анализ инновационности отечественных предприятий по двум подходами. Первый базируется на аналитике данных государственной службы статистики Украины, включая покупку машин, оборудования, программного обеспечения и лицензий; технологическую и исследовательскую деятельность, промышленное проектирование, обучение, маркетинг и научно-исследовательские разработки (НИР), когда они осуществляются специально для разработки и / или внедрения инноваций по продукта или процесса. Второй по данным исследования журнала Forbs, .Какой включает в себя те компании, которые, по мнению инвесторов, в ближайшем будущем сделают прорыв в своей области. Компании оцениваются по их так называемой инновационной премией - разницей между рыночной капитализацией и денежными потоками от предприятий. Данное исследование позволило выявить частичное совпадение по направления отраслевой инновационности предприятий Украины фармация, технологии и машиностроения. Также осуществлен сравнительный анализ инновационности украинских и международных компаний, что позволило сравнить мировые и отечественные направления развития инновационной деятельности.
инновации, инновационность, инновационная деятельность деятельность, управление инновационной деятельностью.
JEL classification: М 110; О 310; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-2-265-197-217
УДК: 330.342.2