Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 5, 31-43
Open Access Article
Балабаш Ольга
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Одесский национальный экономический университет, e-mail:balabash.olga@gmail.com
Балабаш О. Управление конкурентоспособностью предприятия гостиничного бизнеса на принципах процессного похода. / О. Балабаш // Научный вестник Одесского национального экономического университета: сб. науч. тр; под ред.: М.Д. Балджи (глав. ред.). (ISSN 2409-9260). – Одесса: Одесский национальный экономический университет. – 2019. – № 5(268). – С. 31-43.
Проведен анализ тенденций развития гостиничного рынка Украины. Доказано, что гостиничный бизнес является одним из самых перспективных в Украине. Этому способствовали ряд факторов: интеграция государства в европейское и мировое сообщество; улучшение инвестиционного и бизнес - климата в Украине; постепенный рост бизнес - активности внутри страны и увеличение частоты деловых визитов из-за рубежа; рост туристической привлекательности Украины. Данные факторы, соответственно, способствовали резкому росту конкуренции среди гостиничных предприятий. Обоснована целесообразность перехода к процессно-ориентированному управлению деятельностью гостиниц с целью обеспечения их конкурентоспособности. Формализована процессы предоставления услуг гостиницей с использованием методологии функционального моделирования, направленной на процессно-ориентированное управление деятельностью предприятия. С использованием нотации IDEF0 рассмотрено функционирование гостиничного предприятия на общем уровне. Путем построения декомпозиционной диаграммы, наглядно представлено последовательность основных бизнес-процессов предприятия в виде взаимосвязанных мероприятий, в совокупности создающих дополнительную ценность для потребителя. Обоснована целесообразность развития дополнительных услуг в гостиничном бизнесе с целью повышения его конкурентоспособности. Определено место «предоставление дополнительных услуг» в общей последовательности бизнес-процессов гостиницы. Построено контекстную диаграмму процесса «Разработка дополнительной услуги в гостинице». Определено, входы и выходы указанного бизнес-процесса, управляющие условия и необходимые ресурсы. В качестве «входов» процесса выделено информацию о номерном фонде и данные о клиентах гостиничного предприятия. «Выходами» процесса «Разработка дополнительной услуги» определена сама дополнительная услуга, документация на дополнительную услугу и распоряжение другим подразделениям. Общая координация операций процесса должна осуществляться в соответствии со стандартами обслуживания, действующим законодательством, политикой отеля и информацией об имеющихся дополнительные услуги. Ресурсами в этом процессе выступают персонал и IT-технологии.
управления, конкурентоспособность предприятия, процессный подход, гостиничный бизнес, дополнительная услуга, контекстная диаграмма, декомпозиционного диаграмма.
JEL classification: М200
УДК: 65.01