Научный вестник Одесского национального экономического университета 2019, 7-8, 162-174

Open Access Article

Современные подходы к организации учета затрат на сбыт и маркетинг торгового предприятия

Шерер Игорь
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Одесский национальный экономический университет, e-mail:tutor121960@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6345-2977

Белинская Ольга
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Одесский национальный экономический университет, e-mail:skalli@te.net.ua, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4043-0630

Цитировать статью:

Шерер И., Белинская О. Современные подходы к организации учета затрат на сбыт и маркетинг торгового предприятия. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. тр. / Под ред. : Д.В. Завадской (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2019. № 7-8 (270-271). С. 162-174

Аннотация

В статье рассмотрены причины возникновения маркетинга, как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем. Исследованы существующие в экономической литературе определения маркетинга как процесса планирования и управления торговой деятельностью, направленного на удовлетворение потребностей и желаний индивидов. Доказано, что ключевым вопросом организации учета затрат является разделение подразделений управления продажами товаров по функциональному назначению на сбытовые и маркетинговые. Деятельность первых основана на концепции интенсификации коммерческих усилий, других – на философии маркетинга. Исследована сущность концепций сбыта и маркетинга, как отдельных составляющих продвижения товаров в торговых сетях. Выделены ключевые показатели распределения торговой деятельности на сбытовую и маркетинговую. Показаны кардинальные различия понятий маркетинга и сбыта, что следует учитывать при организации информационного обеспечения управления торговой деятельностью. Определено место бухгалтерского учета в системе информационного обеспечения управления сбытовой и маркетинговой деятельностью торгового предприятия. Показаны существующие проблемы организации учета затрат на продажи и маркетинг в системе управления торговой деятельностью. Обобщены результаты научных исследований по определенной проблеме. Проанализированы возможные подходы к организации учета сбытовых и маркетинговых расходов. Обоснована необходимость организации обособленного учета расходов на продажи и маркетинг. Предложен подход к совершенствованию организации бухгалтерского учета расходов на сбыт и маркетинг в национальной системе учета. Предложен перечень статей расходов на продажи и маркетинг, и соответствующие бухгалтерские счета.

Ключевые слова

торговая деятельность, реализация товаров, потребители, бухгалтерский учет, расходы, сбыт, маркетинг, управления.

JEL classification: M410; DOI: 10.32680/2409-9260-2019-7-8-270-271-162-174

УДК: 657:334

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Гофербер Ю. В. Визнання і оцінка маркетингових витрат. Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. URL: https://ecnof_2012_9(1)_39.pdf (дата звернення: 05.07.2019).
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск : Наука, 1992. 736 с.
  3. Завьялов С., Демидов В. Формула успеха : маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Международные отношения, 2003. 320 с.
  4. Мілаш І. В., Красноусов А. В. Стратегічне управління витратами підприємств роздрібної торгівлі : монографія. Харків : ХДУХТ. 2015. 286 с.
  5. Протопопенко Г. О. Витрати на маркетинг і збут : проблеми розмежування та обліку. Наукові праці Кіровоградського національного технічного університету. Економічні науки : зб. наук. праць. Кіровоград : КНТУ, 2005. Вип. 7. Ч. 1. С. 409-413. URL: http://dspace.kntu.kr.ua/jspui/handle/123456789/3329 (дата звернення: 10.07.2019).
  6. Дерій В. А. Витрати на збут у системі обліку й аналізу невиробничих витрат. Облік і фінанси. 2013. № 4. С. 20-23.
  7. Пушкар М. С. Креативний облік (створення інформації для менеджерів) : монографія. Тернопіль, 2006. 334 с.
  8. Безверхий К. До вдосконалення обліку непрямих витрат на збут, рекламу і маркетинг. Бухгалтерський облік та аудит. 2010. № 12. С. 14-19.
  9. Про затвердження Положення (стандарту) бухгалтерського обліку 16 «Витрати» : Наказ Міністерства фінансів України № 318 від 31.12.1999 р. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/z0027-00 (дата звернення: 16.07.2019).

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->