Научный вестник Одесского национального экономического университета 2020, 1-2 (274-275), 28-40

Open Access Article

Исследование модели социального предпринимательства как инновационной формы бизнеса

Переверзева Анна
д.э.н., доцент кафедры международной экономики, природных ресурсов и экономики международного туризма, Запорожский национальный университет, e-mail:pereverzeva@ukr.net, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8391-6636

Волков Владимир
д.т.н., профессор кафедры предпринимательства, менеджмента организаций и логистики, Запорожский национальный университет, e-mail:volkovvp49@gmail.com, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1270-895X

Цитировать статью:

Переверзева А., Волков В. Исследование модели социального предпринимательства как инновационной формы бизнеса. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. трудов / Под ред. : Д.В. Завадской (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2020. № 1-2 (274-275). С. 28-40.

Аннотация

Объект исследования. Объектом исследования являются процессы становления и развития социального предпринимательства и их влияние на обеспечение благосостояния населения. Методология. Информационной базой исследования являются данные международных организаций и результаты научных разработок ведущих ученых, опубликованных в монографических и периодических изданиях. В ходе исследования использовались методы научного абстрагирования (при определении социальных и экономических критериев функционирования социальных предприятий), сравнительного сопоставления (при определении особенностей ведения социального предпринимательства ведущих стран мира), графического и табличного представления результатов (для наглядного отображения полученных результатов исследования), логического обобщения, что позволило сформулировать выводы и предложения. Результаты. В статье подчеркивается, что проблема снижения платежеспособности населения требует поиска новых способов решения социальных проблем. Доказано, что одним из действенных механизмов обеспечения удовлетворения базовых потребностей является активизация деятельности социальных предприятий. Критический анализ научных разработок по теоретическому обоснованию целесообразности развития социального предпринимательства позволил сделать вывод о необходимости создания благоприятных экономических условий для внедрения таких инновационных форм хозяйствования в национальной экономике. Научная новизна. Научная новизна заключается в установлении принципиальных различий между традиционными формами хозяйствования и социальным предпринимательством, формировании образцового социального предпринимателя согласно европейской и американской моделей. Практическая и (или) теоретическая значимость. Полученные результаты в дальнейшем будут использованы для разработки концептуальных основ модели социального предпринимательства в национальной экономике и стратегии ее развития на локальном и субрегиональном уровнях.

Ключевые слова

социальное предпринимательство, некоммерческие цели, социальное задание, модели социального предпринимательства, социальный предприниматель, предпринимательская активность, социальная миссия

JEL classification: L260; L310; DOI: 10.32680/2409-9260-2020-1-2-274-275-28-40

УДК: 334.722:316.334.24

Лицензия Creative Commons
Эта работа лицензируется согласно лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Просмотреть копию этой лицензии можно по ссылке: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Литература

  1. Farinha L., Sebastião J. R., Sampaio C., Lopes J. Social innovation and social entrepreneurship : discovering origins, exploring current and future trends. International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2020. No. 17 (1). Pp. 77–96.
  2. Agustina T., Budiasih Y., Ariawan K. E., Gorovoy S. A. Role of social entrepreneurship in business management. Journal of Critical Reviews. 2020. No. 7 (1). Pp. 257–262.
  3. Sahasranamam S., Nandakumar M. K. Individual capital and social entrepreneurship : Role of formal institutions. Journal of Business Research. 2020. Vol. 107. Pp. 104–117. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.jbusres.2018.09.005.
  4. Коновалова М. В., Хариніна О. М. Соціальне підприємство як інноваційний спосіб вирішення соціальних проблем. Вісник Камʼянець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Економічні науки. 2016. Вип. 11. С. 461–466. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/vkpnuen_2016_11_64.
  5. Лункіна Т. І., Іваненко Г. Ю. Особливості розвитку соціального підприємництва: закордонний досвід. Електронне наукове фахове видання з економічних наук «Modern Economics». №15 (2019). C. 142–147. URL: https://modecon.mnau.edu.ua.
  6. Dahiya V. S. Social entrepreneurship as an antidote to state and market failure. Economic and Political Weekly. 2019. Vol. 54. Issue 51. URL: https://www.epw.in/engage/article/social-entrepreneurship-antidote-to-state-and-market-failure (accessed 24 January 2020).
  7. Corner P. D., Kearins K. Scaling-up social enterprises. The effects of geographic context. Journal of Management and Organization. 2018. Pp. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1017/jmo.2018.38.
  8. Gauthier C., Shanahan G., Daudigeos T., Ranville A. & Dey P. Tackling economic exclusion through social business models : a typology. International Review of Applied Economics. 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/02692171.2019.1707785.
  9. Prochazkova T. &Noskova M. An application of input-output analysis to social enterprises : a case of the Czech Republic. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2020. Vol. ahead-of-print. No. ahead-of-print. DOI: https://doi.org/10.1108/JEEE-08-2019-0114.
  10. Кожемяченко О.О., Солосіч О. С., Голуб М. О. Соціальне підприємництво: світовий досвід та аспекти становлення в Україні. Сучасні проблеми економіки і підприємництво. 2018. № 21. С. 140–149.
  11. Zulkefly N. A., Ghani N. A., Alquliti W. Identification of variables in predicting trends in social entrepreneurship. International Conference Computer Science and Engineering. Journal of Physics : Conference Series. 26–27 April 2019. Padang, Indonesia. Vol. 1339 (1). DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1339/1/012025.
  12. Горішна Н. М. Феномен соціального підприємництва: сутність і критерії. Науковий Вісник Ужгородського університету. Серія : «Педагогіка. Соціальна робота». 2016. Випуск 2 (39). C. 58–61.
  13. Roslan H., Hamid M., Ijab T. & Bukhari S. Social entrepreneurship learning model in higher education using social network analysis. International Conference Computer Science and Engineering. Journal of Physics : Conference Series. 26–27 April 2019. Padang, Indonesia. Vol. 1339 (1). DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1339/1/012029.
  14. Прищак М. Д., Лесько О. Й. Психологія управління в організації. Вінниця: ВНТУ, 2016. 150 с.
  15. The social enterprise sector : a conceptual framework / Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Local Economic and Employment Development Programme (LEED Programme). URL: http://www.oecd.org/regional/leed/37753595.pdf (accessed 16 January 2020).
  16. Byungchae J. The practical intelligence of social entrepreneurs : managing the hybridity of social enterprises. Entrepreneurship Research Journal. 2020. Vol. 10 (1). Pp. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1515/erj-2018-0007.
  17. Global Report 2016/17 (2017). Global Entrepreneurship Monitor, 179 p. URL: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=49812 (accessed 20 January 2020).
  18. 2019/2020 Global Report (2020). Global Entrepreneurship Monitor, 232 p. URL: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50443 (accessed 15 January 2020).
  19. The best country to be a social entrepreneur in 2019. URL: https://www.forbes.com/sites/khaitran/ 2019/10/26/the-best-country-to-be-a-social-entrepreneur-in-2019/#112f2b6edd37 (accessed 26 January 2020).
  20. Шаповалова Т. В. Соціальне підприємництво – шлях до створення інноваційного бізнесу. Київ : Друкарський двір Олега Федорова, 2018. 272 с.

Україна, м.Одеса, 65082
вул. Гоголя, 18, ауд. 110.
(048) 777-89-16
visnik.nauka visnik.nauka@gmail.com

ПнВтСрЧтПтСбНд

 

Flag Counter
 -->