Научный вестник Одесского национального экономического университета 2021, 5-6, 27-33
Методологичесие основы к формированию бизнес-модели банка
Онищенко Юлия
к.э.н., доцент кафедры банковского дела, Одесский национальный экономический университет, e-mail:yulia51984@gmail.com, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3114-4504
Цитировать статью:
Онищенко Л. Методологичесие основы к формированию бизнес-модели банка. Научный вестник Одесского национального экономического университета : сб. науч. трудов / Под ред. : В. В. Коваленко (глав. ред.). Одесса : Одесский национальный экономический университет. 2021. № 5-6 (282-283). С. 27-33.
Аннотация
В статье исследовано развитие теоретической мысли относительно понимания сущности понятия «бизнес-модель».
Выделены три теоретические подходы к трактовке данного понятия: структурно-логического, системного и стратегическими
ного. При структурно-логическом подходе бизнес-модель определяется как концептуальный инструмент (схема), что позволяет описать логику создания и получения ценности (стоимости) на фирме. Системный подход базируется на определении бизнес-модели как системы, проявляется в компонентах и связанными с ними процессами и отношениями. Стратегический подход потерпел никакого распространения и предусматривает, что формирование бизнес-модели связано со стратегией фирмы и является ее отражением. Доказано, что указанные подходы при разработке бизнес-модели банка могут дополнять друг друга, однако необходимо учитывать основные элементы их формирования. Предоставлены выводы о необходимости определения миссии банка
как основы формирования его бизнес-модели.
Ключевые слова
банк, бизнес-модель, бизнес-модель банка, миссия, цель деятельности, стратегическая цель.
JEL classification: G200, G210, L210, L250; DOI: 10.32680/2409-9260-2021-5-6-282-283-27-33
УДК: 336.713:005.3
Литература
- Amit R., Zott C. Value creation in e-business. Strategic Management Journal, 22. 2001:493-520. DOI:10.1002/smj.187
- Chesbrough H.W., Rosenbloom R.S. The role of the business model in capturing value frominnovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spinoff companies. Industrial and
Corporate Change, 11. 2002: 533-534. URL: https://www.hbs.edu/ris/Publication%20Files/01-
002_07351ae8-58be-44e5-a6d8-205cbf5b4424.pdf (дата звернення: 30.04.2021).
- Сайт Світового банку. URL: https://data.worldbank.org/ (дата звернення: 30.04.2021).
- Osterwalder A. The Business Model Ontology - A Proposition In A Design ScienceApproach. PhD thesis University of Lausanne. 2004. URL: http://www.hec.unil.ch/aosterwa/PhD/
Osterwalder_PhD_BM_Ontology.pdf (дата звернення: 30.04.2021).
- Lamberg J-A., Tikkanen H., Kallunki J-P., Parvinen P. Managerial cognition, action and
the business model of the firm. Management Decision, 43(6), 2005. 789-809.
- Smith W. K., Binns A., Tushman M. L. Complex business models: Managing strategic
paradoxes simultaneously. Long Range Planning, 43. 2010: 448–461.
- Онищенко Ю.І. Бізнес-модель банку: сутність та взаємозв’язок із стратегією розвитку. Економічний простір. № 160, 2020. С.113-118.
- Future Risks and Fragilities for Financial Stability. Ed. by David T. Llewellyn and Richard
Reid. SUERF. The European Money and Finance Forum, Vienna. 2012.
- Ayadi R., Ferri G., Pesic V. Regulatory Arbitrage in EU Banking: Do Business ModelsMatter? 2016. Available from:https://bbmresearch.org/wp-content /uploads/2019/06/regulatoryarbitrage-
eu-banking-do-business-models-matter-ayadi-ferri-pesic.pdf (дата звернення:30.04.2021).
- Сайт АБ «Укргазбанк». URL: https://www.ukrgasbank.com/ (дата звернення:
30.04.2021).
- Сайт АТ КБ «Приват Банк». URL: https://privatbank.ua/ (дата звернення: 30.04.2021).
- Сайт АТ «Ощадбанк». URL: https://www.oschadbank.ua/ (дата звернення: 30.04.2021).
- Сайт АТ «Райф-файзен Банк Аваль». URL: https://raiffeisen.ua/ (дата звернення:
30.04.2021).
- Сайт АТ «ОТП банк». URL: https://www.otpbank.com.ua/ (дата звернення: 30.04.2021).
- Сайт АБ «Південний». URL: https://bank.com.ua/ (дата звернення: 30.04.2021).